Вы сейчас просматриваете 10 маленьких способов поддержания творческой энергии, чтобы избежать выгорания

Как оставаться вдохновленным, даже когда вдохновение отсутствует.

Эту историю рассказывает Кристина Каспарян — писательница, консультант и активистка в области здравоохранения, доктор философии в области нейролингвистики. Её работы на темы идентичности, благополучия и социальной справедливости публиковались во многих изданиях.

Творчество — это тяжелая работа. Это может показаться нелогичным для тех, кто рассматривает творчество как природный талант или черту характера, а не как хорошо отточенную привычку. Может показаться, что у творческих людей постоянно горит внутренний огонь, который всегда легко разжечь без особого труда.

Но даже самые творческие люди сталкиваются с периодами спада в своей работе, когда некоторые идеи могут тлеть, но ничего по-настоящему устойчивого не возникает в течение некоторого времени. Эти разочаровывающие моменты в моей практике напоминают мне, что творчество требует самосознания, дисциплины и постоянной перекалибровки.

В эту эпоху, когда от нас постоянно ждут потребления и производства творческого контента, выгорание представляет серьезную угрозу, и когда оно происходит, это может ощущаться как крайне дестабилизирующее состояние. Чувство недостаточной креативности/быстроты/успешности может разгореться в собственный опьяняющий огонь, питая нашу тревогу и подавляя уверенность в себе.

Выгорание может начинаться с раздражительности (привет, постоянные жалобы!) и прокрастинации, прежде чем захватить другие сферы нашей жизни, проявляясь в виде усталости, тумана в голове, мигреней или даже расстройств пищеварения. Всякий раз, когда я испытывала творческое выгорание в своем писательстве или фотографии, это истощало меня до такой степени, что все казалось сложным — даже приготовление пищи, походы по магазинам, ответы друзьям или что-то настолько некреативное, как складывание белья. Так как же вернуть свою творческую силу? И можно ли вообще не допустить её ухода?

Вот 10 маленьких способов, которыми я поддерживаю свою творческую энергию, чтобы быть внимательным к выгоранию

1. Я творю сначала, а потом потребляю

Иногда вдохновение приходит как по волшебству, и ничто не может прервать этот завидный творческий поток. Прежде чем я успеваю оглянуться, я уже написала что-то или разработала целую новую линейку продуктов, и все произошло невероятно быстро и с абсолютной ясностью. Но давайте будем честными: такие дни — не норма!

Я не всегда могу рассчитывать на то, что вдохновение встретит меня за моим рабочим столом. На что я могу рассчитывать, так это на то, что я достаточно хорошо знаю себя, чтобы помочь своему творчеству в те дни, когда оно нуждается в дополнительной поддержке.

Летом — когда наполненный садовыми цветами рассвет помогает мне стать «жаворонком» — я выделяю время для творчества в часы до того, как электронная почта начнет отравлять мою ясность. Зимой я склоняюсь к творчеству в ранние вечера, когда слишком темно, чтобы даже смотреть в окно, поэтому я стараюсь организовать свою работу и семейные дела так, чтобы несколько раз в неделю у меня было пару часов для писательства.

Я также знаю, что наиболее гармонично и вдохновленно себя чувствую, когда полностью свободна от обязательств, поэтому я изо всех сил стараюсь предоставлять себе такое свободное от обязанностей время как можно чаще, будь то побег в домик с плохим Wi-Fi или просто объявление воскресенья днем «пожалуйста, не ищите меня — я пишу».

Важно отметить, что я остаюсь со своим творческим голосом как можно дольше, не наполняясь голосами других людей в социальных сетях. Я начинаю писать, не читая излишне сначала. Я ограничиваю время, проводимое в Instagram, менее чем двадцатью минутами в день (и не утром!), и часто оставляю телефон в другой комнате.

Легче оглядеться вокруг, чем заглянуть внутрь себя, особенно когда мы сталкиваемся с препятствиями в своих идеях, но верный путь выхода всегда — сквозь! Даже когда каждое написанное мною предложение вызывает у меня раздражение, я остаюсь с ним как можно дольше, пока оно, наконец, не разблокируется. И если этого не происходит, я могу искренне сказать, что я старалась.

2. Я позволяю себе творить, не слишком концентрируясь на результате и доходе

Я позволяю себе творить, не слишком концентрируясь на результате и доходе
Фото — Freepik

Даже когда мы делаем что-то ради самого удовольствия, естественно хотеть добиться успеха. Есть несколько священных областей моего творчества, где я позволяю себе играть, не зацикливаясь на результате или доходе. Моя кулинарная фотография, например, — это то, чем я занимаюсь для себя, где я могу экспериментировать и ошибаться, не погружаясь в самокопание.

Но даже в тех областях моей творческой карьеры, которые наиболее важны для моей самоидентификации, например, в моем писательстве о здоровье, я стараюсь (очень сильно) не относиться к этому слишком серьезно. Как бы меня ни расстраивали отказы, я стараюсь сосредоточиться на том, что будет дальше, на том, как этот «нет» может быть чем-то хорошим. Я также стараюсь обращать внимание на приоткрытые двери: иногда «нет» кажется больше похоже на «почти», и я могу использовать это как мотивацию, чтобы сесть и попробовать снова.

Иногда произведение, которое я создаю, будет существовать только на моем компьютере или на случайной странице в моем блокноте, и это тоже нормально. В таких случаях результатом является то, что я что-то создала, даже если это никуда дальше не продвинулось.

Давление, связанное со страхом неудачи, сильнее, когда вам нужно зарабатывать на жизнь своим творчеством. Это кажется невозможной ситуацией: мы должны делать то, что любим, но при этом не беспокоиться о деньгах?! Это привилегия — иметь возможность творить, не нуждаясь в доходе или признании. Но этот груз может парализовать наше творчество.

Когда это возможно, я выбираю один проект, где отрываюсь от результата и дохода. Я позволяю себе начать, может быть, даже потерпеть неудачу. Я принимаю неоплачиваемую возможность. Я решаю создать нерентабельный продукт.

Я позволяю себе не расти ни по одному из показателей, которые я должна отслеживать. Иногда я вообще игнорирую эти показатели и несколько раз в час говорю «неважно». Это не вредит творческому процессу. В каком-то смысле, это даже усиливает его.

3. Я не позволяю страху взять верх

Я чувствую себя самозванкой почти во всем, за что берусь. В науке я большую часть своей аспирантуры чувствовала, что каждая стипендия или награда, которую я получала, лишь откладывала неизбежное: в какой-то момент люди поймут, что я не так уж и талантлива. Как фотограф, я получаю много вопросов о своем оборудовании и технике, и я чувствую, как меня передергивает; могу ли я просто сказать людям, что я в основном увлечена композицией и учусь по мере работы, не выглядя при этом мошенницей?

Публичные выступления вызывают кошмары за несколько недель до события и требуют такой тщательной подготовки, чтобы просто контролировать тревогу. Особенно в писательстве, где я позволяю себе быть наиболее уязвимой, я каждый раз, когда публикую статью, беспокоюсь, что она мгновенно раскроет мой недостаток формального образования.

Я боюсь каждый раз, когда создаю что-то. Это никогда не проходит и даже не становится лучше. И все же я творю.

Страх напоминает мне, что я забочусь о том, что делаю (и не только из-за того, как меня воспринимают). Я хочу испытать это, и я хочу испытать это хорошо. Но страх откровенно тошнотворный, поэтому я бы сломалась, если бы позволила ему брать верх каждый раз. Постоянное нахождение моей нервной системы в режиме «бей или беги» не будет способствовать вдохновению.

Я признаю страх, даже разговариваю с ним и пытаюсь понять, о каких моих неуверенностях и областях, в которые мне, возможно, хотелось бы инвестировать для улучшения, он мне говорит. Если я соблазняюсь отказаться от возможности, я спрашиваю себя, отказываюсь ли я из-за страха или потому, что это что-то, к чему я действительно не склонна. Если ответ — страх, я говорю «да», и у меня случаются кошмары, пока это не будет сделано, но потом я радуюсь, что прошла через это (даже если это было не идеально).

4. Я придерживаюсь своих границ, даже когда меня тянет нарушить их

Я придерживаюсь своих границ, даже когда меня тянет нарушить их
Фото — Freepik

Те воскресенья, о которых я говорила раньше, когда я позволяю другим веселиться без меня, пока я замыкаюсь, чтобы писать? Всегда очень заманчиво смягчить свои границы или сократить время на творчество. Я ненавижу чувствовать, что все веселятся без меня.

Также очень неприятно погрязать в чувстве вины за то, что я не достигаю своей ежедневной нормы шагов или не получаю достаточно свежего воздуха. Но размывание моих границ лишь говорит мне (и другим), что мое творчество не священно.

Границы редко воспринимаются хорошо. Они заставляют нас казаться эгоистичными и негибкими. Они заставляют других людей чувствовать себя отвергнутыми. Жизнь с изнурительным заболеванием и хронической болью сделала меня очень бережливой к своей энергии и времени, но я видела, как мои границы могут вызывать напряжение в отношениях с друзьями и близкими.

Тем не менее, как бы строго мы ни казались, границы необходимы для сохранения нашего творчества. У нас есть только определенное количество сил, которые мы можем отдавать за день, так почему бы не отдать творчество нашему наиболее энергичному «я»? Это особенно актуально, когда то, что мы создаем, — это подработка (хотя я ненавижу слово «подработка»), а не основная работа.

Почему это должно быть нашим последним приоритетом, тем, чем мы занимаемся только тогда, когда уже уделили внимание всем остальным? Я напоминаю себе, что каждый раз, когда я говорю «нет» выходу или встрече, я говорю «да» своему творчеству, и это должно быть хорошим выбором.

5. Я убираю беспорядок в своем пространстве и расписании

Я всегда была особенно чувствительна к беспорядку и хаосу. Каждое утро я начинаю с уборки небольшой зоны — кухонной столешницы, тумбочки или письменного стола. Это ритуал, который согревает и мое тело, и мой мозг.

Всего десять минут уборки помогают моему разуму настроиться на работу. Дольше, и я просто буду откладывать дела! Это помогает мне оставаться сосредоточенной, когда у меня есть опрятное творческое окружение, а также система для организации моих мыслей, независимо от того, нахожусь ли я на стадии мозгового штурма или полировки.

У меня также возникают проблемы с творчеством, когда я постоянно в движении. Моему творчеству нужно «пустое пространство» и «пустое время». Мне нравится давать ему широкие поля, много солнечного света и часы, проведенные в ходьбе, дыхании или просто глядя в пространство.

Я поняла, что должна оставлять пробелы в своем расписании, чтобы позволять идеям формироваться, даже если это означает внесение простой корректировки, например, прогулка пешком туда, куда мне нужно добраться, вместо того, чтобы ехать на автобусе. Творчеству нравится, когда мы растягиваем время — и наши ноги.

6. Я сохраняю любопытство в сердце и держу блокнот открытым

Я сохраняю любопытство в сердце и держу блокнот открытым
Фото — Freepik

Лучшие идеи приходят ко мне, когда я достаточно спокойна, чтобы их услышать. И под «спокойствием» я не подразумеваю уединение в библиотеке или храме. Я имею в виду быть восприимчивым слушателем и наблюдателем того, что происходит вокруг и внутри меня, чтобы мой разум мог соединить точки.

Вдохновение редко ревет. Оно шепчет. Я стараюсь убедиться, что готова уловить то, что оно говорит. Я не могу сказать вам, сколько раз я записывала идеи в свой список покупок или на салфетке вечером, и удивлялась им через день или два позже, как будто кто-то другой (с моим безумным почерком) записал их. Представьте, если бы я этого не сделала! Они, вероятно, были бы потеряны.

Конечно, не все идеи используются. Некоторые — настоящие провалы! Но они мои, и я благодарна за то, что у меня они есть, поэтому я записываю их, когда они приходят. Я слушаю их с любопытством и смотрю, куда они могут привести. Если они никуда не ведут, по крайней мере, у меня есть мини-портрет моего настроя в данный период.

7. Я чередую разные формы творчества

Как человек с множеством увлечений, которого постоянно дразнят за то, что ему нравится так много разных вещей, мой способ прокрастинации — это создание чего-то другого. В дни, когда письмо кажется вытягиванием зуба, я переключаюсь на фотографию или графический дизайн. Если моя литературная работа не идет, я переключаюсь на более «ненапряженное» письмо в социальных сетях или на Medium.

Если я чувствую себя более пассивной, я слушаю подкаст или посещаю вебинар. Если я не хочу творить умом, я убираюсь, пеку или работаю в саду — все это я считаю полезным в долгосрочной перспективе. Иногда я неожиданно выплываю из творческого кризиса, занимаясь плаванием. В конце концов, размышление о письме — тоже письмо, не так ли?

Отказ от задачи может показаться, что вы не справляетесь со своей ежедневной целью, но важно помнить, что существует много форм творчества и что нормально чувствовать себя более склонной к одной форме творчества, чем к другой. Даже если вы не ожидали переключиться на другую задачу или обстановку, это может поддерживать ваш импульс. Вы никогда не знаете, какие идеи или метафоры вы откроете, позволив своему разуму блуждать, пока ваши руки заняты чем-то другим.

8. Я обращаю внимание на то, что говорит мне мое тело

Я обращаю внимание на то, что говорит мне мое тело
Фото — Freepik

Разделяя свою жизнь с болезнью, которая вызывает воспаление, боль и напряжение во всем теле, я развила сверхчувствительность к сигналам своего организма. Мои мышцы и нервы знают, какими ощущаются стресс и страх (и, к сожалению, это, как правило, их состояние по умолчанию), но также знают, какими ощущаются блаженство и удовлетворение. Наша нервная система — наш единственный настоящий союзник, если мы обращаем внимание и учимся успокаивать её.

Легче сказать, чем сделать… Это моя работа над собой уже много лет, которой особенно способствуют остеопатия, физиотерапия, йога и практика осознанности — не только замечать громкие сигналы моего тела, но и сознательно работать над тем, чтобы уменьшить их громкость (мягко и с благодарностью). Где у меня напряжение? Я задерживаю дыхание и сжимаю кулаки? Я чувствую себя чрезмерно возбужденной или сильно истощенной?

Творчество — это состояние всей системы. Когда я обращаю внимание на то, что говорит мне мое тело, я могу раскрыть некоторые полезные секреты о своем творческом мышлении. Я откладываю дела по какой-то глубинной причине? Это стоит мне дороже, чем приносит пользы? Почему я сопротивляюсь этому проекту или испытываю по поводу него такое беспокойство? Мне бы стало лучше, если бы я взяла эту задачу на улицу, чтобы сегодня подышать свежим воздухом и насладиться природой?

Нет ничего важнее, чем чувствовать себя хорошо, чтобы мы могли хорошо творить (чтобы мы могли чувствовать себя хорошо).

9. Я говорю со своей креативностью с благодарностью, даже когда разочарован

Мечтать, пробовать новое, создавать что-то… это так здорово! …пока не перестаёт быть таковым! Быть смелым и креативным — это также и разочаровывающе, когда наше видение не реализуется так, как планировалось. Креативность требует огромной уязвимости, и эта уязвимость может быть совершенно изнурительной. Поэтому, когда наши творческие усилия не вознаграждаются так, как мы надеялись, творчество становится гораздо менее приятным.

Я стараюсь не издеваться над собой, когда чувствую разочарование в своей креативности. Даже если мне кажется, что я творю слишком медленно или недостаточно хорошо, я стараюсь проявлять к себе снисхождение и составляю список всех аспектов моей недавней или прошлой креативности, которые, как мне кажется, идут хорошо.

Этот список благодарности всегда помогает мне переключить фокус мышления, даже если он не заставляет меня немедленно закатывать рукава и возвращаться к творчеству. Я стараюсь напоминать себе (часто), не относиться к себе или своему ремеслу слишком серьёзно, чтобы не потерять из виду радость, которая привела меня сюда.

10. Я часто делаю перерывы в творчестве — но не слишком долгие

Я часто делаю перерывы в творчестве — но не слишком долгие
Фото — Freepik

Иногда единственный способ подпитать креативность — это приостановить её! Насколько я планирую время для творчества, настолько же часто я планирую дни без давления, когда я даже не прикасаюсь к своему ноутбуку. Я имею в виду не только выходные, когда все заняты отдыхом, время летит, а места переполнены. Я говорю о случайном среде утром, когда мой список дел — это список того, что может быть.

Я люблю сдаваться (на некоторое время). Когда я не чувствую вдохновения, я не заставляю себя и не закапываюсь ещё глубже; я стараюсь изо всех сил и даю себе отдохнуть. Я откладываю проект на некоторое время, чтобы посмотреть, смогу ли я взглянуть на него с другой стороны, когда вернусь к нему.

Однажды эссе, которое я (с чувством вины) оставила незавершенным на несколько недель, превратилось в мою самую популярную работу, когда я наконец-то закончила его. И когда я вернулась, чтобы закончить его, это показалось удивительно лёгким и заняло меньше времени, чем ожидалось. Если это проект, который я решила продолжить, я стараюсь не делать слишком долгих перерывов, чтобы вдохновение полностью не оставило меня.

Креативность — это не константа. Как и всё в природе, она имеет свои сезоны и приливы. Но с постоянной заботой и терпением она может ярко и устойчиво гореть, не обволакивая нас дымом.

Олег Петров

Всем привет! Спасибо, что читаете материалы на нашем сайте. Чтобы не пропускать новые статьи, подписывайтесь на оповещения. Для этого кликните на красный кружок снизу. Свое мнение о прочитанном материале можно оставить в комментариях.

Добавить комментарий